Кубанский форум для любителей подводного плавания

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Компенсатор плавучести

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Компенсатор плавучести, или BCD (англ. buoyancy compensator, или англ. buoyancy control device) — устройство, предназначенное для компенсации отрицательной плавучести аквалангиста, как в момент погружения, так и в момент пребывания на поверхности.

Общее устройство
Компенсатор плавучести в общем случае состоит из следующих элементов:

-воздушная камера
-инфлятор — узел регулировки плавучести. Инфлятор состоит из пульта управления плавучестью и г-офрированного соединительного шланга. Первые инфляторы имели единственный клапан, который открывался нажатием кнопки. Для поддува компенсатора необходимо было сделать вдох, вынуть загубник легочного автомата изо рта правой рукой, вставить в рот мундштук инфлятора левой рукой и сделать в него выдох, одновременно открывая клапан нажатием кнопки. В настоящее время используются инфляторы с двумя клапанами: поддува и стравливания. Клапан поддува подключён через шланг среднего давления к регулятору и, через него, к баллону с воздухом. Таким образом для поддува компенсатора необходимо всего лишь нажать кнопку. Стравливание воздуха производится нажатием кнопки. Чтобы при этом не осталось воздушного пузыря в верхней части компенсатора, необходимо держать инфлятор поднятым вверх на уровне головы. Так как правая рука подводника используется для манипуляций с легочным автоматом, инфляторы компенсаторов принято располагать слева — под левую руку.
-предохранительный клапан — служит для аварийного стравливания воздуха, во избежание разрыва воздушной камеры
-система крепления баллона (кроме старых компенсаторов) — состоит из
-металлической или пластиковой спинки
-ремня с застёжкой и страхующего ремешка, надеваемого на вентиль баллона
-D-кольца или иные устройства для крепления дополнительного оборудования и снаряжения, как то: фото- и видеокамеры, фонари, катушки, стейджи.
-система крепления компенсатора на аквалангисте (ремни)

0

2

Классификация компенсаторов
По форме компенсаторы можно разделить на три основные группы: нагрудные, компенсаторы в виде жилетов и компенсаторы со спинной камерой плавучести. К компенсаторам первой группы относятся классические и подковообразные нагрудные компенсаторы. Вторая группа объединяет модели с надувными и регулируемыми плечевыми ремнями. Компенсаторы третьей группы часто называются крыловидными.

Нагрудные компенсаторы

Классический нагрудный компенсатор
Основные достоинства этой модели — простота и надежность. Нагрудный компенсатор удобен для отдыха на поверхности, так как ориентирует тело лицом вверх и поддерживает голову над водой. Поскольку компенсатор такого типа не выполняет функции крепежа акваланга, он не испытывает значительных механических нагрузок при снятии и надевании акваланга на суше. Надевать такой компенсатор следует перед застегиванием грузового пояса, чтобы последний лег поверх крепежных ремней компенсатора — в противном случае грузовой пояс будет трудно снять. Нагрудный компенсатор имеет следующие недостатки:

сильно смещает центр плавучести подводника вверх и вперед, создавая момент силы, запрокидывающий человека вверх и немного назад (как было сказано выше, это очень удобно для отдыха на поверхности, но весьма неудобно при плавании под водой);
ограничивает нижний сектор поля зрения;
компенсатор может ограничивать подвижность головы;

Нагрудный подковообразный компенсатор
Обладает всеми преимуществами и недостатками предыдущего варианта, но в меньшей степени нарушает балансировку плавучести.

Компенсаторы в виде жилетов

Сегодня это преобладающий тип конструкции компенсаторов плавучести. Своей популярности он обязан следующим качествам:

Жилет — компенсатор удобен, плотно облегает тело подводника и равномерно передает на него поддерживающее усилие при надувании.
Практически не стесняет движений.
В гораздо меньшей степени, нежели нагрудные компенсаторы, смещает центр плавучести аквалангиста.
Позволяет достичь большего объема, чем нагрудные компенсаторы.
Среди компенсаторов — жилетов также можно выделить два типа конструкции: с надувными и регулируемыми ремнями.

Компенсаторы с надувным ремнями, или стабилизирующие
Камера плавучести полностью повторяет форму жилета. Плечевые ремни, таким образом, являются частью камеры и позволяют воздуху свободно переходить из нижней части жилета в верхнюю и обратно при любом положении компенсатора. Эти жилеты наилучшим образом поддерживают человека на поверхности в положении отдыха, так как запас плавучести размещен равномерно вокруг туловища, в том числе в плечевых ремнях. Подобный покрой камеры позволяет максимально увеличить ее объем.

Регулируемые компенсаторы
Компенсаторы с регулируемыми плечевыми ремнями, короткое название — регулируемые компенсаторы. Плечевые ремни не надувные, каждый имеет быстроразъемную пряжку, которая также позволяет менять его длину. Все действия с пряжкой можно выполнять прямо на себе, не снимая компенсатора. Помимо очевидного удобства при надевании, снятии и регулировки размера, запас плавучести таких компенсаторов в меньшей степени сдвигает центр плавучести подводника вверх (при вертикальном положении тела), нежели в моделях с надувными ремнями. Следовательно, уменьшается переворачивающий момент, что весьма приятно при плавании.

Компенсаторы с задней камерой, или крыловидные
Камера плавучести целиком располагается в спинной части, не заходя не только в плечевые ремни, но и в боковые части компенсатора. Такая форма позволяет достичь максимально удобной балансировки плавучести для плавания, но гораздо менее удобна для отдыха на поверхности, так как в полностью надутом состоянии наклоняет подводника вперед. Компенсаторы-крылья могут иметь самый большой объём воздушной камеры, возможность крепления двух баллонов, дополнительного оборудования. Широко используются в техническом дайвинге.

Литература
http://www.dive.ru/reference/article.php?uid=25037

0